В Тихвине патриотизм прививают не по учебнику.
Воспитание патриотизма – одна из важнейших задач системы образования. Любовь к Родине, знание истории своей страны, уважение её героев – всё это формируется в школе и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В образовательных учреждениях Тихвинского района патриотическое воспитание занимает особое место. О том, какие программы реализуют в школах, какие мероприятия проводят для учеников и с какого возраста начинается воспитание граждан-ской ответственности, мы поговорили с Еленой Владимировной Семененко, главным специалистом комитета по образованию администрации Тихвинского района.
— Елена Владимировна, что такое патриотизм в вашем понимании?
— Патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине: память о предках, уважение к традициям своего народа, гордость за достижения своей страны, готовность служить своей Родине и заботиться о ней. Это чувство формируется с детства, и наша задача – помочь детям осознать его важность.
— Каким должно быть гражданско-патриотическое воспитание школьников сегодня?
— Таким же, как и само понятие воспитания. Оно неразрывно связано с образованием и происходит каждый день, каждую минуту. От того, какие ценности мы закладываем в детей сегодня, зависит то, какими гражданами они станут завтра. Именно поэтому патриотическому воспитанию в системе образования уделяется особое внимание. Оно начинается с самых азов: знания истории страны, уважения её культуры и традиций, понимания ответственности перед обществом. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильное государство, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
— Какова основная цель патриотического воспитания в школах?
— Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Наша задача – сформировать у школьников активную гражданскую позицию, понимание своего места в обществе. Для этого реализуются различные программы и проекты. На федеральном уровне реализуется национальный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», на региональном и муниципальном уровнях также разработаны образовательные программы патриотической направленности. Все они ориентированы на формирование у школьников чувства гражданской ответственности.
— Когда начинается патриотическое воспитание?
— Нет чёткой отправной точки. Оно начинается в семье, с первых лет жизни ребёнка. Затем подключается детский сад, где проводят первые мероприятия, закладывают основы уважения к истории и традициям. Например, в этом году у нас на базе школы №5 прошёл смотр строя и песни среди дошкольников 5 – 7 лет. Дети представляли разные рода войск, показывали навыки строевой подготовки и исполняли патриотические песни. Это мероприятие стало традиционным и проходит ежегодно.
— В школах Тихвинского района есть военно-патриотическое движение?
— Конечно. Тихвинцы одними из первых подключились к Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общес-твенному движению «ЮНАРМИЯ». Оно существует уже пять лет, и сейчас в шести школах района действуют юнармейские отряды, всего их 21, а количество участников превышает 500 человек. Эти ребята участвуют в районных, муниципальных и региональных мероприятиях. Например, они регулярно представляют Тихвинский район на различных соревнованиях, конкурсах регионального уровне. Руководителем юнармейского движения является Артём Андреевич Сыроватко, директор школы МОУ «СОШ №5».
— Важную роль в патриотическом воспитании играют школьные музеи. Как они работают в Тихвинском районе?
— Во всех муниципальных городских школах, а также в МОУ «Борская ООШ», МОУ «Горская ООШ», МОУ «Пашозерская ООШ», МОУ «Коськовская ООШ», а также в дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад «Солнышко», «Детский сад «Рябинка», «Детский сад «Россияночка» музеи зарегистрированы во Всероссийском реестре школьных музеев.
Музеи функционируют по различной тематической направленности: краеведческой, исторической, этнографической, природно-этнографической, народного творчества и быта. В них постоянно обновляются экспозиции, а школьники не просто изучают материалы, но и сами принимают участие в сборе информации и экспонатов. Музей МОУ «СОШ №9» стал лауреатом регионального конкурса школьных музеев в 2024 году, а совсем скоро представители школы №5 и Коськовской школы отправятся на очный этап этого конкурса в 2025 году.
— Какие мероприятия запланированы в этом году в честь 80-летия Победы?
— Уже прошли театральные постановки на тему Великой Отечественной войны, а 18 и 24 февраля на базе МОУ «Гимназии №2» состоялся фестиваль школьных театров, в котором приняло участие 14 коллективов. Кроме того, в школах проходят соревнования, хоровые конкурсы, выставки. Мы также продолжаем международное сотрудничество с Дзержинским районом Минской области, и сейчас идёт подготовка к дистанционному конкурсу «День Победы – глазами детей».
— В Тихвинском районе также проводят оборонно-спортивную игру «Зарница». Как она развивается?
— В прошлом году команда Матакова МОУ «СОШ №5» заняла третье место во Всероссийской военно-патриотической игре «Зарница-2.0». Это огромный успех. В этом году подготовка к «Зарнице» началась ещё в феврале. Уже прошло несколько совещаний, на которых обсудили организацию соревнований. Сейчас зарегистрировано 1078 участников из Тихвинского района. Школьный этап пройдёт с 10 по 14 марта, затем в апреле состоится муниципальный. Для проведения муниципального этапа подключились наши партнеры и коллеги: муниципальное отделение «Движение Первых», военный комиссариат городов Бокситогорска и Тихвина, Бокситогорского и Тихвинского районов, МО «Российский Красный крест», МОВО по Тихвинскому району ЛО филиал ФГКУ «УВОВНГ России по СПб и ЛО», спасательный отряд ФПС ГУ МЧС России по ЛО. Мы надеемся, что наши команды снова покажут достойные результаты.
— В прошлом году стартовал проект военно-учебных сборов «Авангард». Как он проходит?
— Это пятидневные сборы для десятиклассников, где они проходят подготовку по основам военной службы. В этом году 70 учащихся городских и сельских школ с 17 по 21 февраля 2025 года проходили обучение в молодёжном центре «Авангард» в Выборгском районе. Программа включает строевую, огневую, тактическую и медицинскую подготовку. По итогам сборов ребята сдают зачёты, которые идут в аттестацию по предмету «Основы безопасности и защиты Родины».
— Как школы Тихвинского района увековечивают память о героях?
— Учащиеся и воспитанники начиная от дошкольных учреждений до старшеклассников принимают активное участие во всех акциях по сбору писем, рисунков, поздравительных открыток военнослужащим в зоне СВО. Ежемесячно в ОУ Тихвинского района проводят мероприятия по увековечению памяти о военнослужащих, погибших в СВО, обучавшихся в этих школах. В МОУ «Гимназия №2», МОУ «СОШ №4», МОУ «СОШ №5», МОУ «Лицей №8» установлены «Парты героев», в честь выпускников, погибших при исполнении воинского долга. МОУ «Школа №1» носит имя Героя Советского Союза Николая Петровича Фёдорова. В каждой школе есть мемориальные доски, музейные экспозиции, а также проходят памятные мероприятия. Второй год наши учащиеся принимают участие в межрегиональном конкурсе, посвященном героизму участников СВО «Мой герой СВО- 47». В этом году 6 работ ребят Тихвинского района стали победителями конкурса. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на церемонии награждения объявил, что работы победителей и призеров будут опубликованы в специальном сборнике памяти.
— Елена Владимировна, спасибо вам за этот разговор. Очевидно, что патриотическое воспитание в Тихвинском районе развивается, а школы действительно вкладывают много сил в формирование гражданской позиции учеников.
— Воспитание патриотизма – это не просто работа, а наша общая ответственность. Мы помним, чтим и гордимся историей своей страны, и передать это будущим поколениям – одна из главных задач образования
Сергей ИВАНОВ.
Фото – Оксаны Егоровой.